Тарифы ЖКХ закончат то, что начала пенсионная реформа

С 1 июля в России уже второй раз за год подорожали жилищно-коммунальные услуги. Хотя власти обещали, что повышение тарифов пройдет на уровне целевого показателя инфляции в 4%, в некоторых регионах плата за ЖКХ в совокупности вырастет на 6−7%, например, в Москве, Санкт-Петербурге и Якутии.

Напомним, что в этом году, в отличие от предыдущих, повышение проходило в два этапа из-за роста НДС с 18% до 20%. В первый раз тарифы увеличились в январе на 1,7%, причем этот показатель был единым для всех регионов страны. В июле же регионы установили собственные индексы повышения.

Так, для Москвы он составил 4,8%, что с учетом января увеличит плану за жилищно-коммунальные услуги на 6,5%. В Санкт-Петербурге июльский индекс установлен на уровне 4,5%, затем следуют Кабардино-Балкария (4%), Чечня (4%) и Дагестан (3,8%). Правда, в некоторых регионах повышение в июле составит примерно 2%. Такой разброс объясняется тем, что власть указывает только коридор возможного повышения, а дальше уже субъекты Федерации решают, нужно ли им поднимать тарифы максимально или можно стать на сторону потребителей.

При этом, несмотря на постоянные повышения, качество услуг жилищно-коммунального хозяйства зачастую оставляет желать лучшего. По опросам начала года, 19% россиян считают главной проблемой «жилищников» неверное начисление оплаты, 14% – некачественное управление многоквартирными домами, а 13% – неудовлетворительное состояние домов.

Косвенно власти признают, что в некоторых регионах есть проблема необоснованного завышения тарифов ЖКХ. Во всяком случае, в июне премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое позволит «более жестко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции». Если раньше основанием для превышения допустимого коридора тарифов было соответствующее решение местных органов самоуправления, теперь согласовывать их придется еще и с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Еще в марте руководитель этого ведомства Игорь Артемьев в большом интервью заявил, что тарифы ЖКХ завышены в большинстве регионов, и в двух соседних деревнях цены на воду могут отличаться в 54 раза. По его оценкам, в трех четвертях российских регионов тарифы завышены, а в оставшейся четверти — занижены.

«И все эти разговоры, что мы какие-то там убогие и недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья», — заявил Артемьев в эфире.

Артемьев также заявил, что россияне по большинству услуг ЖКХ переплачивают более 100% их себестоимости. По его словам, такая обстановка складывается в том числе из-за того, что местные власти используют личные связи, чтобы «пробивать» завышенные показатели через региональные энергетические комиссии.

Впрочем, в отношении июльского повышения ФАС никаких нарушений не выявила.

«Субъекты Российской Федерации, в которых изменение размера платы граждан с 1 июля 2019 года в среднем по субъектам превышают установленные правительством РФ ограничения, не выявлены», — рассказали в пресс-службе ведомства.

Не совсем понятно, зачем тогда снова повышать тарифы с учетом инфляции, а кое-где и выше, если россияне и так платят за услуги ЖКХ больше их себестоимости. Видимо, для того, чтобы «коммунальные монстры» и дальше продолжали получать сверхприбыль.

Россиянам же теперь будет еще сложнее платить за услуги ЖКХ. В июньском интервью заместитель министра строительства и ЖКХ Максим Егоров рассказывал, что общий объем долгов в сфере ЖКХ превышает 1,3 трлн рублей. По оценкам экспертов, эта сумма теперь может увеличиться и до полутора триллионов. Но, судя по всему, львиная доля этих денег приходится не на физические, а на юридические лица, так как, по слова Егорова, у граждан достаточно высокая платежная дисциплина — почти 96% по итогам 2018 года.

То есть граждане кое-как наскребают последнее для оплаты услуг ЖКХ, а ведь средняя платежка по стране достигает 7−8 тысяч рублей (без учета льгот) при том, что реальные доходы населения сокращаются уже шестой год. Росстат теперь перестал публиковать статистику по этому показателю каждый месяц, перейдя на ежеквартальный режим. Данных по второму кварталу пока нет, но в первом реальные доходы снизились на 2,3%. Повышение тарифов ЖКХ эту ситуацию вряд ли улучшит. Вообще же, согласно данным Росстата, в период с 2010 года по 2017 год услуги ЖКХ стали стоить больше на 67,5%. Реальные доходы населения с 2014 по 2018 годы сократились на 11%.

Председатель Ассоциации содействия развитию ТСЖ и ЖСК Евгения Юнисовасчитает, что в тарифы ЖКХ зачастую закладывают инвестиционные расходы обслуживающих компаний, что приводит к тому, что все больше россиян не способны самостоятельно платить «коммуналку».

— Нам, как потребителям, кажется, что такие цены и рост выше уровня инфляции в некоторых регионах далеки от экономически обоснованных. В данном случае тарифы устанавливают региональные органы самоуправления. Субъект коммунальной сферы обязан предоставить экономическое обоснование повышения, возможно, проводится какая-то экспертиза. Но это для потребителей тайна за семью печатями. Они не понимают, каким образом ресурсоснабжающая организация защищает свой тариф и что она в него вкладывает.

У потребителей складывается ощущение, что мы являемся инвесторами всей этой коммунальной инфраструктуры, но люди не должны оплачивать инвестиционную составляющую. Она не должна входить в тариф, так как является предпринимательским риском самого хозяина этого бизнеса.

Тем не менее, традиция защиты тарифа и вся коммунальная сфера построены на том, что в стоимость услуг ЖКХ включаются все текущие или будущие затраты владельца объекта коммунальной сферы на модернизацию, реновацию и реконструкцию этих сетей и предприятий. Сфера не зря называется коммунальной, то есть общественной, и, наверное, не только потребители должны полностью ее содержать.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *